Вы любили разглядывать в детстве полосы в небе, которые оставляли самолеты? Мы, даже придумывали им названия и сравнивали ассоциации.
На самом деле эти искусственные облака имеют свое название – инверсионные следы, а еще более правильно – кондрейсы.
Это многие миллиарды капель кристаллов льда. О том, как они образуются и почему бывают разными по продолжительности существование и цвету расскажем в сегодняшней статье.
Содержание статьи:
Кондрейсы – конденсационные тропы в небе
Кондрейсы – это искусственные облака, которые образуются за пролетающим лайнером в небе.
Иногда, они чуть видны и рассеиваются очень быстро, а порой задерживаются в небе на минуты. Одни выделяются тоненькой белой полоской, другие расстилаются белым пушистым одеялом, смешиваясь с десятками кондрейсами поблизости.
Красивые перистые облака можно назвать красивыми по-своему или нежелательными последствиями человеческих экспериментов с летающими аппаратами.
Климатологи спорят на тему воздействия таких искусственных облаков на окружающую среду и мнения их разделились.
Почему у пролетающего самолета остается след
След от самолета в небе глобальная версия этого эксперимента. Выхлоп двигателя возникает при температуре около 850° C. Такой горячий воздух из реактивного двигателя смешивается с очень холодным из атмосферы и быстро охлаждается. Конденсат от этого процесса замерзает в ледяные кристаллы.
- Хайнань — какой остров Китая хранит секрет долголетия
- 6 мест, где исполняются желания
- 5 ответов на самые любопытные вопросы
Оказывается, явление кондрейс происходит только при соблюдении определенных условий.
Сочетание температур воздуха, влажности и давления должно иметь определенные параметры. На разных высотах атмосфера имеет отличные неоднородности. Поэтому у самолетов летящих, казалось бы, совсем рядом, в одном направлении и на одинаковой высоте абсолютно разные следы в небе.
Заинтересовались этим необычным явлением военные еще во время Второй мировой войны. Следы в небе могли выдать местоположение и траекторию полетов при военных операциях.
На разработку диаграмм и карт зависимости температуры, давления и влажности потратили немало времени. Эти диаграммы актуальны и сейчас, спустя более половины столетия.
По составленным картам можно предсказать, будут ли образовываться следы на заданном участке в небе и как долго они сохраняться.
Эксперимент НАСА
В 1998 году ученые НАСА обнаружили, что, искусственные облака можно просто создать. Так, например, пролетая у тихоокеанского побережья Соединенных Штатов, реактивные самолеты смогли создать следы, которые в последствии слились в гигантское перистое облако площадью 3600 км².
Ученые бьют по этому поводу тревогу.
Интенсивное воздушное движение над Соединенными Штатами создает искусственные следы в небе, которые влияют на погоду.
Уменьшают солнечное тепло днем и увеличивают тепловое излучение в ночное время. Казалось бы, сколько там того кондрейс, а на самом деле научно доказано, что при большом ограничении или полном приостановлении воздушного движения (как в период коронавируса), разница между дневными и ночными температурами была на 1 градус Цельсия выше, чем ранее.
Некоторые утверждают, что подобным образом может распространяться и вредное химическое вещество. Мнения разделились.
Разноцветные следы от самолета
Радужные следы от Боинга 747 оставляют незабываемые впечатления. Этот эффект происходит, когда молекулы воды взаимодействуют с воздушным следом от самолета. Сквозь них светит солнце и создается эффект радуги.